Социокультурная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальнейших проблем современной социальной работы. История развития проблемы инвалидности свидетельствует о прохождении сложного пути от физического уничтожения, непризнания, изоляции неполноценных членов общества до необходимости интеграции лиц с ограниченными возможностями и создания безбаръерной среды жизнедеятельности. Иными словами, инвалидность сегодня становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом.
30 октября в ЦДБ состоялся семинар «Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями: практика и перспективы», на который были приглашены работники детских и школьных библиотек.
С консультацией «Дети особой заботы» выступила заведующая младшим абонементом ЦДБ Шальнева Г. С. В своем выступлении она поделилась опытом работы ЦДБ с детьми с ограниченными возможностями из клуба «Вера. Надежда. Любовь.» г.Мичуринска, рассказала о задачах библиотекарей в работе с особенными детьми, о такой форме сотрудничества как выездной абонемент для младших школьников, выполняющий целый комплекс задач: расширение кругозора, психологическая реабилитация, привлечение детей к чтению, организация досуга.
Опытом работы библиотеки МБОУ СОШ №7 с выступлением «Роль школьной библиотеки в развитии детей с особыми образовательными потребностями поделилась Душко И. В.
Также опытом работы библиотеки-филиала №9 поделилась Кузьмина Л. Л.
Методист УМиИЦ Кочанова Э.К. провела обзор литературы по теме «Инклюзивное образование», отраженной в выставке литературы для педагогов и библиотекарей «Особенным детям – особый подход.
Обзор профессиональной периодики «Дорогою добра» провела главный библиотекарь ЦДБ Павлихина И. И.
В заключении семинара все пришли к выводу: необходимо создавать систему психолого-педагогической, культурной (в том числе и со стороны библиотекарей) поддержки детей с отклонениями в развитии, их родителей, определять стратегию построения реабилитационного пространства.
Введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в развитии является основной задачей всей системы коррекционной помощи. Социокультурная интеграция понимается как конечная цель специального обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная же интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными.
Интеграция “проблемных” детей в общеобразовательные учреждения – это закономерный этап развития системы специального образования. Этот этап связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни.
Топильская В.С.,вед.программист ЦДБ |