Рекомендательный список литературы для детей младшего возраста и их родителей по ОБЖ.
Человека, начинающего расширять жизненное пространство в возрасте 6-10 лет, поджидает много опасных ситуаций. Следуя известной пословице «Предупреждён – значит вооружён», взрослые должны вооружить детей знаниями. В наше беспокойное время опасно отпускать ребёнка гулять одного. Он непременно должен знать, как вести себя в разных ситуациях. Помочь родителям, как обратить на пользу неизбежное общение с улицей, как воспитать у ребёнка находчивость, решительность, умение не теряться в чрезвычайных ситуациях, призваны следующие книги, которые вы можете взять в нашей библиотеке.
1) Астахов, П.А. Будь осторожен // Астахов П.А. Я и улица: Для ср. шк. возраста / Павел Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.: ил. – (Детям о праве).
Как нужно себя вести на улице, если на тебя напали и отняли что-то из вещей? Как не стать жертвой похищения? Как использовать пиротехнику, чтобы праздник не закончился печально. Эта книга ответит на многие вопросы. (мл. абонемент)
2) Горбунова, Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс / Н.А.Горбунова. – Волгоград, 2002. – 127с. – (Учитель – АСТ).
Эта книга является продолжением серии книг «Основы безопасности жизнедеятельности» (поурочные планы для начальной школы для учащихся государственных общеобразовательных учебных заведений РФ). (мл. чит. зал)
3) Иванова, Л.В. Безопасность малыша / Л.В.Иванова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011. – 64с.: ил. – (Советы Доброго Доктора).
Казалось бы, что может быть уютней и безопасней, чем родной дом? Однако, как ни странно это прозвучит, самое большое количество травм малыши получают именно в домашней обстановке. Книга предназначена для родителей, у которых ожидается или уже появился малыш. Как сделать дом для малыша безопасным? Как выбрать кроватку, матрас, автомобильное кресло, безопасные игрушки и т.п. (мл. абонемент)
4) Маркин, Н.И., Денисов, М.Н. Безопасность на дорогах: Учебник-тетрадь для 2 кл. нач. шк.: В 2. – Ч.1 / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 48с.: ил.
Маркин, Н.И., Денисов, М.Н. Безопасность на дорогах: Учебник-тетрадь для 3 кл. нач. шк.: В 2. – Ч.1 / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 48с.: ил.
Маркин, Н.И., Денисов, М.Н. Безопасность на дорогах: Учебник-тетрадь для 4 кл. нач. шк.: В 2. – Ч.1 / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: ЭНАС-КЛАСС; Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 48с.: ил.
Пособия являются частью учебно-методического комплекта «Безопасность на дорогах», разработанного в соответствии с Правилами дорожного движения. Детям объясняется, почему может произойти ДТП, учат понимать дорожные знаки, дорожную разметку и т.д. (мл. чит. зал)
5) Основы безопасности жизнедеятельности: Примерные вопросы и ответы для подготовки к выпускному экзамену. 11 класс / В.Н.Латчук, С.К.Миронов, Б.И.Мишин. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. – 120с.
Пособие содержит примерные вопросы, предлагаемые в экзаменационных билетах для проведения устной итоговой аттестации учащихся по завершении среднего (полного) общего образования. (ст. чит. зал)
6) Радзиевская, Л.И. Ты и лес: Для дошк. и мл. шк. возраста / Л.И.Радзиевская; худ. В.Ломова. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2007. – 16с. – (Азбука безопасности).
Родители должны понимать, что общение ребёнка с природой не только развивает его любознательность и воспитывает характер, а знание правил безопасного поведения в лесу учит малыша защищать свою жизнь. В книге по каждой теме есть информация, интересная и понятная дошкольнику. Читайте книгу вместе с ребёнком: моделируйте ситуации, приводите свои примеры, сочиняйте истории и сказки. (мл. чит. зал)
7) Радзиевская, Л.И. Ты один дома: Для дошк. и мл. шк. возраста / Л.И.Радзиевская. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2008. – 16с. – (Азбука безопасности).
Своих детей родители любят, конечно. Но любовь не всегда ведает, что творит. Одни родители слишком опекают своего малыша, мешая ему учиться предчувствовать и оценивать опасность, другие, напротив, предоставляют ребёнку неограниченную свободу, с которой он ещё не может справиться. Истина, как всегда, посередине…(мл. чит. зал)
8) Радзиевская, Л.И. Ты один на улице: Для дошк. и мл. шк. возраста / Л.И.Радзиевская; худ. В.Люмова. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2008. – 16с. – (Азбука безопасности).
В наше беспокойное время опасно отпускать ребёнка гулять одного. Он непременно должен знать, как вести себя в разных ситуациях: если малыш заблудился в городе, встретился с хулиганом, нашёл яркую игрушку и т.п. Внимательно слушайте своего ребёнка, в его жизни нет мелочей. Ваши уроки безопасности важнее любых других, потому что учат малыша защищать свою жизнь. (мл. чит. зал)
9) Смешуроки на дороге: Книга для чтения родителями детям. – М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2008. – 109с.: ил. – (Школа смешариков).
Здорово было бы научить ребёнка правилам дорожного движения, удобно устроившись с книгой на диване с ПРАВИЛЬНОЙ книжкой, в которой есть всё – правила светофора и пешеходных переходов, правила для велосипедистов и любителей роликов. И чтобы иллюстрации были понятные, и вопросы проверочные. Да ещё чтобы нескучно было. И чтобы герои знакомые были, авторитетные. Вот такая книга перед вами. (мл. чит. зал)
10) Соковня, И. Я не растяпа. «Ай, обжёгся!»: пособие для работы с мл. школьниками / И.Соковня. – М.: Просвещение, 2005. – 24с.: ил. – (Наука быть здоровым). (мл. чит. зал)
Пособие познакомит младших школьников с теми опасными ситуациями, в которых они могут получить ожоги. Дети узнают о мерах по их предупреждению и простейших способах оказания первой помощи при ожогах. Игровые ситуации снабжены стихотворными подписями, заданиями и вопросами. (чит. зал)
11) Соковня, И. Я не растяпа. «Не трогай меня!»: пособие для работы с мл. школьниками / И.Соковня. – М.: Просвещение, 2005. – 24с.: ил. – (Наука быть здоровым). (мл. чит. зал)
Данный выпуск серии поможет развить у младших школьников навыки безопасного поведения вне дома, при встрече с незнакомыми людьми. Свойственные этому возрасту увлечения различными шарадами, головоломками и лабиринтами помогут детям закрепить знания о некоторых способах поведения в экстремальных ситуациях.
12) Соковня, И. Я не растяпа. «Ох, ушибся!»: пособие для работы с мл. школьниками / И.Соковня. – М.: Просвещение, 2005. – 24с.: ил. – (Наука быть здоровым). (мл. чит. зал)
Человека, начинающего расширять жизненное пространство в возрасте 7-10 лет, поджидает много опасных ситуаций. Ребёнок должен знать, как обработать ссадину на коже, как остановить кровотечение на конечности, носовое кровотечение, что делать при травме голеностопного сустава. В книге игровые ситуации снабжены стихотворными подписями, заданиями и вопросами.
13) Соковня, И. Я не растяпа. «Тьфу, гадость!»: пособие для работы с мл. школьниками / И.Соковня. – М.: Просвещение, 2005. – 24с.: ил. – (Наука быть здоровым). (мл. чит. зал)
Пособие познакомит младших школьников с некоторыми опасными ситуациями, в которых они могут оказаться, встретившись с ядовитыми веществами. Дети узнают о видах ядов, ядовитых растениях, насекомых, о мерах по предупреждению отравлений. Развитию мышления ребёнка будет способствовать работа с цветом, раскрашивание предметов и сюжетов по принципу опасно, осторожно, безопасно, полезно.
14) Шорыгина, Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности / Т.А.Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64с. – (Вместе с детьми).
В доступной форме в виде бесед, рассказов, сказок дети узнают об опасностях шалостей со спичками, зажигалками, петардами и т.п. Познакомятся с правилами безопасности при пользовании электроприборами и горючими веществами, с тем, как вести себя при пожаре в квартире, на лестничной площадке, в лесу, а также с работой пожарных и методами борьбы с пожарами. (мл. аб.)
15) Шорыгина, Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет / Т.А.Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 80с. – (Вместе с детьми).
Предлагаемое пособие построено в форме конспектов занятий с дошкольниками. Беседа с ребёнком сопровождается стихами и загадками, сказками и рассказами, вопросами, заданиями и тестами. Ребёнок узнает правила обращения с водой, электрическими приборами, бытовым газом. Во второй группе собраны занятия, рассказывающие о безопасном поведении на городской улице, в лесу, возле водоёмов. (мл. чит. зал)
Рекомендательный список литературы для детей старшего
школьного возраста по ОБЖ и ГО
Нормативные документы по Гражданской обороне
1) Рудаков, Д.П., Степанова, Е.А. Подготовка учеников и персонала школы в области ГО и защиты от ЧС / Д.П.Рудаков, Е.А.Степанова // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1.- С.25-35.
Нормативно-правовая база в области подготовки обучающихся и персонала школы по вопросам ГО и защиты от ЧС (Постановление Правительства РФ от
2.11.2000 г. № 841 и др.)
2) Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданская оборона». Педагогическое образование, профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности» / А.А.Михайлов, В.И.Ботыгин // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2013. - № 7.- С.35.
Содержание программы курса. Примерные темы докладов и рефератов. Примерные темы практических работ. Вопросы и задания для аттестации по дисциплине «Гражданская оборона».
3) Реорганизация войск гражданской обороны // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2013. - № 2.- С.20-22.
К 1.01.2011 г. завершилась реорганизация войск гражданской обороны в спасательные воинские формирования Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
4) Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года: Утверждены Президентом РФ от 03 сентября 2011 г. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2013. - № 1.- С.55-60.
Совершенствование системы управления гражданской обороны, методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Литература по безопасности жинедеятельности
1) Айзман, Р.И. Безопасность жизнедеятельности: Словарь-справочник / Р.И.Айзман, С.В.Петров, А.Д.Корощенко. – Новосибирск, 2010. – 352 с.
Словарь-справочник содержит ок. 2000 терминов, встречающихся при изучении курса «Безопасность жизнедеятельности». Каждый термин снабжен характеристикой, дающей представление о его содержании; даны ссылки на близкие понятия и нормативные акты в сфере обеспечения безопасности.
2) Ваша безопасность в экстремальных ситуациях: Советы специалистов / Ред. Елисеев А.М. – М.: Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации г. Москвы, 2006. – 139 с.
Безопасность при террористических акциях, в ситуациях криминогенного характера, безопасность в быту, при авариях и катастрофах; оказание само- и взаимопомощи, использование средств индивидуальной защиты.
3) Шинкарчук, С.А. Правила пожарной безопасности для школьников / С.А.Шинкарчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011. – 64 с.: ил.
Причины пожаров, правила обращения с огнём, как обращаться с электроприборами, с газовыми приборами. Как правильно развести костёр и не допустить лесной пожар, как уберечься от ожогов. Оказание первой помощи при пожаре. Предметы бытовой химии и их безопасное применение.
Статьи из журнала "ОБЖ. Основы безопасности жизни"
1) Классный час по проблемам интернет-безопасности // ОБЖ. Основы безопасности
жизни. – 2014.- № 8. – С.30-33.
Интернет-безопасность стала одной из самых актуальных проблем в области информационной безопасности. В электронную паутину, которую используют различные мошенники, очень часто попадают подростки, поскольку они имеют небольшой жизненный опыт.
2) Гафнер, В.В. Безопасный образ жизни: как его сформировать учителю? / В.В.Гафнер // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2014.- № 7. – С.28-33.
Сохранение жизни человека – задача общества номер один. Понятие «безопасный образ жизни». Программа формирования здорового и безопасного образа жизни в школе: аспекты безопасности.
3) Рудаков, Д.П., Степанова, Е.А. Подготовка учеников и персонала школы в области ГО и защиты от ЧС / Д.П.Рудаков, Е.А.Степанова // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2014.- № 1. – С.25-35.
Нормативно-правовая база в области подготовки обучающихся и персонала школы по вопросам ГО и защиты от ЧС. Современное состояние системы подготовки обучающихся и персонала школы в области ГО и защиты от ЧС.
4) Татаринов, В.В. Радиационный, химический и биологический терроризм / В.В.Татаринов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2013. - № 12.- С.44-48.
Главной задачей террористов является осуществление масштабных разрушений, сопровождающихся как можно большим количеством человеческих жертв, с тем, чтобы достичь максимального резонанса в СМИ, спровоцировать напряженность в обществе и тем самым оказать давление на действия и политику государств.
|