Проект
«Пусть душу исцелит добро»
Обоснование проекта:
В концепции модернизации российского образования одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья социально-психологическими, медицинскими и специальными условиями для обучения и развития. В общую работу медиков, психологов, педагогов и других специалистов по становлению личности с учётом индивидуальных особенностей детей вливается и работа библиотеки. От библиотекарей, работающих с такими детьми, требуется многое: доброжелательное отношение, фиксация даже малейших успехов, готовность общаться и работать с детьми с учётом их возможностей. А одна из главных задач в работе с детьми-инвалидами – это создавать условия, в которых каждый ребёнок, независимо от уровня интеллекта и физического развития, мог бы развивать способности, данные ему от природы. Инвалидность не должна становиться причиной исключения из активной жизни. Библиотекари обязаны оказывать таким детям разноаспектную помощь и поддержку, чтобы они не оставались наедине со своим недугом. Библиотеки, имея в своём арсенале традиции гуманитарного просветительства и опыт духовно-нравственного воспитания, могут подготовить юных читателей с различными нарушениями здоровья к успешной социальной адаптации.
В нашем городе несколько лет назад была создана местная общественная организация детей-инвалидов и их родителей «Вера. Надежда. Любовь». В ней насчитывается 35 детей с различными недугами. Центральная детская библиотека практически сразу подключилась к работе с этой организацией. В 2017 году был создан проект «Пусть душу исцелит добро», по которому библиотекари успешно работают.
Реализация проекта позволит обеспечить детям-инвалидам равные возможности в получении информации, откроет новые возможности для интеллектуального и творческого развития. Применение методов библиотерапии создаст условия для развития уверенности в себе, формирования системы взаимоотношений с окружающим миром. Проект поможет сделать доступными услуги библиотеки для этих детей.
Цели проекта:
- социально-психологическая реабилитация детей с ограничениями здоровья средствами библиотечного обслуживания;
- содействие интеграции детей-инвалидов в среду сверстников через традиционные и инновационные формы и методы библиотечной работы; повышение уровня социализации и адаптации в обществе.
Задачи проекта:
- организация более широкого и полного доступа детей с ограниченными возможностями здоровья к произведениям отечественной и мировой культуры;
- разработка системы библиотечно-библиографических услуг для данной категории пользователей;
- участие «особых» детей в массовых мероприятиях, раскрытие и развитие их творческих способностей;
- система творческой реабилитации детей-инвалидов и психологической поддержки их семей.
- информационное обеспечение семей, воспитывающих детей - инвалидов;
- оказание методической помощи родителям детей-инвалидов в организации семейного чтения;
- формирование терпимого, милосердного отношения к детям-инвалидам в среде сверстников.
Основные направления работы
с детьми-инвалидами и их родителями.
1. Исследовательская работа.
- создание фактографической картотеки читателей-инвалидов, отражающей возраст, читательские интересы, заинтересованность в библиотеке;
- организация анкетных опросов среди родителей с целью изучения организации семейного чтения;
- разработка индивидуальных планов чтения по интересам и возможностям ребенка.
2. Организация качественного библиотечного обслуживания детей-инвалидов разных категорий.
- создание картотеки читательских интересов;
- формирование фондов методической литературы для детей, родителей, социальных педагогов;
- предоставление читателям-инвалидам информационной продукции по их требованию, при наличии ее в библиотечных фондах;
- издание информационных буклетов о возможностях библиотеки;
- информационное сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребенка.
3. Организация предоставления специальных библиотечных услуг инвалидам.
- обслуживание детей-инвалидов в стенах общественной организации;
- дифференцированный подход к читателям на основе их изучения;
- предоставление инвалидам возможности работы на компьютере и бесплатного интернета;
- организация работы с родителями.
4. Организация информационно-библиографического обслуживания читателей-инвалидов.
- ведение тематических картотек по актуальным вопросам;
- создание рекомендательных списков, буклетов, памяток.
5. Организация проведения досуговых мероприятий для читателей-инвалидов.
- подготовка и проведение библиотечных мероприятий для детей с ограниченными возможностями;
- организация выставок творческих работ читателей-инвалидов с целью ознакомления с ними других категорий читателей;
- организация сотрудничества с учреждениями культуры и образования.
6. Организация подготовки библиотечных работников по обслуживанию инвалидов.
- постоянное изучение отечественного и зарубежного библиотечного опыта работы с читателями-инвалидами;
- постоянное ознакомление с проблемами социальной защиты инвалидов;
- консультации специалистов (психологов, социальных педагогов и др.).
Предполагаемые результаты проекта.
- интеграция инвалидов в обществе как полноправных граждан, расширение их сферы общения;
- привлечение новых читателей в библиотеку;
- повышение информационной культуры, культуры чтения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сроки реализации: 2017-2018г.
План по реализации проекта
|