У каждого народа есть своя литературная история, литературное наследие. Есть такое наследие и у нашего народа, которое бережно передается от поколения к поколению, от дедов к внукам.
Наша литературная история своими корнями уходит в далекое прошлое, в древние времена, в то время, когда жили наши предки – древние славяне. Их жизнь не была безмятежной, она была полна опасностей и невзгод. Бывали наводнения, засухи, морозы. Но самым ужасным испытанием были воинственные набеги соседних народов. Поэтому, как только на Русь нападал враг, древние скотоводы и земледельцы оставляли свои мирные занятия и с оружием в руках становились на защиту Родины. Мужество и отвага русских воинов наводили на противника страх.
О таких героических сражениях певцы из народа слагали песни, воспевающие могучих, бесстрашных защитников русской земли. Так и появились былины – один из древнейших жанров устного народного творчества.
В ЦДБ в отделе массовой работы для школьников 7 «В» класса МБОУ СОШ №7 (кл.рук-ль заслуженный учитель РФ Ралдугина Н.И.) прошел литературный урок «Былинное наследие русского народа».
Ведущая мероприятия Каширская О.В. рассказала ребятам об истории появления былин, значении их смысла, о языке былин, реальном и нереальном в них, о русских богатырях. Школьники узнали, что главными исполнителями былин в древности были сказители – гусляры, или бояны, как их еще называли. Это были обычно пожилые люди, сказители, которые во время исполнения былин подыгрывали себе на гуслях.
Поговорили о первых собирателях былин, о двух главных циклах былин – киевском и новгородском, о делении богатырей на старших и младших и многом другом.
Была подготовлена викторина на знание былин и их героев с различными заданиями: устные вопросы, видео и аудиовопросы, расшифровка устаревших слов; командное соревнование на знание доспехов и орудия богатырей.
Важным блоком в мероприятии стало выступление сотрудника музея-усадьбы им.А.М.Герасимова об образах богатырей в картинах.
Шашкова Н.В. рассказала аудитории о том, что освоение русскими художниками былинного эпоса явило нам лучшие образцы искусства. Было рассказано о русском художнике-живописце В.М.Васнецове и его знаменитейшей картине «Богатыри», о русском художнике М.А.Врубеле и его картине «Богатырь» с фантастическим характером образа древнерусского витязя, о советском графике, иллюстраторе и живописце Е.А.Кибрике и его работах, о русском художнике К.А.Васильеве и его картинах на тему славянского и былинного эпоса.
Далее Каширская О.В. рассказала школьникам о русских композиторах, которые, вдохновленные былинами, создали свои музыкальные произведения на эту тему: Бородине А.П. и его «Богатырской симфонии», Глиэре Р.М. и его симфонии «Илья Муромец», Мусоргском М.П. и го пьесе «Богатырские ворота» из цикла фортепианных пьес «Картинки с выставки», Гречанинове А.Т. и его опере «Добрыня Никитич», Римском-Корсакове Н.А. и его опере «Садко»; о былинах в кинематографе.
В ходе литературного урока были продемонстрированы видеоклипы: «Рассвет славян», «Калики перехожие», «Былина», «О собирателях былин», «О богатырях», отрывки из мультфильмов о богатырях, отрывок из оперы «Садко».
В конце мероприятия были подведены итоги урока. Искусство прошедших веков очень прочно влилось в жизнь современного человека, а былинные герои не только служат примером благородства и храбрости, но и учат нас жизни, учат соблюдать установленные традиции. Они отражают не только мысли, поступки, но и формируют нравственность человека, учат нас любить свою Родину.
Топильская В.С.,вед. программист ЦДБ |